Жизнь в современном городе не замирает с наступлением темного времени суток. Напротив, некоторые важные процессы городской жизни активизируются в вечернее время, что требует особого внимания к организации и проектированию искусственного освещения городских объектов. В северных широтах нашей страны расположено немало крупных городов, и там данная проблема в период полярной зимы становится еще более актуальной. В вечерние и утренние часы наблюдается интенсивное движение пешеходов и транспорта на городских улицах. В эти же часы оживляется работа пунктов бытового обслуживания, общественного питания и развлекательных центров. Все это требует использования современных мощных технических средств светотехники, а также их грамотного архитектурного применения. Эти мероприятия позволяют не только довести уровень освещенности улиц и других городских объектов до нормативных величин, но и в полной мере воспользоваться такой важной особенностью искусственного освещения как художественная выразительность. По этому показателю сила воздействия световой рекламы, разных видов декоративного освещения превосходит такие признанные художественные средства оживления городского пространства, используемые при дневном освещении, как изобразительное искусство или скульптура. Опоры освещения и уличные светильники сегодня выполняют не только утилитарную функцию, но также играют важную роль в архитектурном облике ночного города. Поэтому сегодня происходит переоснащение улиц, парков, мест проведения массовых общественных мероприятий и гуляний новыми современными видами этих конструкций. Старые железобетонные опоры освещения устарели не только морально, но и физически, поэтому им на смену приходят опоры освещения из стали и алюминиевых сплавов, которые намного прочнее, долговечнее и эстетичнее последних.
Особенностью освещения транспортных
магистралей города является такое расположение и мощность светотехнического
оборудования, которое позволяло бы водителям правильно оценивать дорожную
ситуацию и не слепило глаза. Свет на транспортных магистралях должен
распространяться равномерно, четко обозначая препятствия на дороге. Для этих
целей лучше всего подходят консольные и подвесные светильники. Для дорог с
пешеходным движением оптимальны торшерные (венчающие) светильники. Для
локального освещения автостоянок, промышленных объектов целесообразно применять
прожекторные светильники, а в автомобильных туннелях следует устанавливать не слепящие светильники, расположенные на уровне дорожного покрытия.
При проектировании городского освещения необходимо
добиваться, чтобы уличный свет не попадал в окна жилых домов. Этого можно
избежать, используя экранирующие или направленные светильники, установленные на
опорах. Архитектурно-художественное городское освещение может быть выполнено в
двух вариантах. Для иллюминации архитектуры и исторических памятников лучше
подходит имитация дневного света, поскольку облик этих сооружений прочно
закрепился в сознании большинства горожан и туристов. Современные сооружения
можно освещать декоративно, используя многоцветные варианты подсветки.